В качестве элемента управления цепочкой поставок понятие «Управление запасами» (Inventory Management) включает в себя такие аспекты, как контроль и надзор за осуществлением заказов ТМЦ, хранение товаров и контроль наличия необходимого количества продукции для продажи.

Определение «Управление запасами» достаточно легко понять. Говоря простым языком, «управление запасами» — это все действия, направленные на то чтобы в нужное время, в нужном месте имелся нужный товар в необходимом количестве, по конкретной цене.

Но какие меры необходимо принять, чтобы правильно управлять складскими запасами? Ниже мы предлагаем некоторые рекомендации, которые вы можете взять на вооружение.

 

Как понять, сколько товаров хранить на складе

«Правильные» остатки ТМЦ на складе вопрос острый. Если вы закажете слишком мало товара, ваши клиенты могут начать искать его в другом месте, если вы закажете слишком много товара – есть шанс что товар «зависнет» на складе, и вы будете распродавать товар по низким ценам, или же товар и вовсе окажется просроченным.

В опросе, проеденном компанией GetApp, владельцев бизнеса спросили, как они решают, какие запасы хранить. Большинство (46%) из них ответили, что на основе информации за предыдущие периоды. Если вы также склонны опираться на данные предыдущих периодов, вы должны быть уверены в корректности своих товарных остатков, которые числятся в вашей учетной системе.

 

Как определить «правильную» цену продукции?

Многие поставщики предлагают дополнительные скидки за покупку больших партий товара. Но не нужно думать, что, получив дополнительную скидку, и забив свой склад продукцией – вы получаете лучшую цену. После покупки ТМЦ, на продукцию начинают влиять дополнительные издержки. Например, чем больше вы закупили продукции, тем больше вам придется платить за складские помещения для ее хранения, повышается шанс просрочки продукции и т.п.  Для определения оптимального объема закупок товаров необходимо использовать данные инвентаризации ТМЦ и так называемую формулу Уилсона (Экономичный размер запаса или EOQ-модель). Этот подход позволяет определить оптимальный объем заказываемого товара, который позволяет минимизировать общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением товаров.

Управление запасами

Рисунок показывает взаимоотношение между кривыми издержек размещения заказа, хранения запаса, кривой общих издержек и оптимальным размером заказа.

Формула оптимального размера заказа для единственного продукта может быть представлена как точка минимума следующей функции издержек:

Общие издержки = издержки на закупку + издержки размещения заказа + издержки хранения. Более подробно вы можете ознакомится с этой моделью по ссылке.

 

 

 

 

 

Как определить, когда необходимо осуществлять заказ новой продукции?

 

Когда вы знаете свой экономичный размер запаса, вы можете определить уровень запасов ТМЦ, который вы хотите содержать на своем складе. Но как вы определите, когда необходимо осуществлять заказ новой продукции?

Конечно, в идеале вы должны осуществить заказ продукции, чтобы товар прибыл в тот момент, когда остатки товара с вашего склада, готовятся к отгрузке. Если новый товар прибудет слишком рано, вы будете искать место для хранения этого товара, если товар прибудет слишком поздно – вы столкнетесь с нехваткой продукции, и рискуете потерять клиентов.

Когда дело доходит до расчета времени заказа нового товара (точка дозаказа), вы должны учитывать:

  • Время, необходимое для выбора необходимых вам товаров.
  • Время, необходимое для упаковки и компоновки ваших товаров.
  • Время, необходимое для доставки вашего заказа.

Для расчета точки дозаказа (Reorder Point), можно использовать формулу:

ROP = ПД*В+СТЗ-ТП

где
ПД — продажи в день средние
В — срок исполнения заказа поставщиком (в днях)
СТЗ — страховой товарный запас
ТП — товары уже заказанные, но еще не полученные

Но что такое страховой товарный запас, и почему это важно? Страховой товарный запас это запас товара, который постоянно лежит на складе, на непредвиденный случай. Чаще всего страховой товарный запас используют для предотвращения нехватки товара в пики продаж или при задержках с поставками продукции.

Уровень Страхового товарного запаса (СТЗ) легко рассчитать по формуле:

СТЗ = Среднее дневное потребление * количество дней, на которое рассчитан страховой запас.

 

 

Что учитывать при продажах товаров?

 

Если вы продаете свою продукцию через каналы дистрибуции, то вы должны постоянно контролировать правильное наличие товаров не только у себя на складе, но и на складах дистрибуторов.  Следить за просрочкой и оборачиваемостью товаров.

При осуществлении продаж продукции, вы должны учитывать сроки годности той или иной партии, контролировать условия хранения и осуществлять ротацию продукции, дабы исключить порчу товаров.

 

 

Какие инструменты помогут эффективно управлять запасами ТМЦ на вашем предприятии?

 

Нет единого инструмента, который решит все проблемы при управлении запасами компании. Многие компании ведут процессы управления запасами в таблицах Excel, и не плохо с этим справляются. Однако, как только компания начинает расти, в этих случаях – начинается полный хаос. Мы рекомендуем использовать системы управления запасами, которая поможет вам четко контролировать все передвижения продукции. Так же стоит уделить большое внимание организации бизнес-процессов на предприятии, для четкого контроля за отгрузкой, приемом и маркировкой продукции.

Одним из основных инструментов, который позволяет четко контролировать наличие остатков, является независимая инвентаризация ТМЦ. Инвентаризация позволяет не только определить излишки и недостачи (которые бывают практически всегда, даже если сотрудники уверены, что этого нет), но и контролировать условия хранения продукции, определить проблемы с маркировкой продукции, выявить поврежденную продукцию, проблемы с перемещениями продукции между складами и т.п.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что правильное управление запасами является жизненно важным процессом для любой организации и прямо влияет на прибыль и эффективность работы компании.

 

Проведение профессиональных инвентаризаций

Получите бесплатную консультацию

Контакты